[1]
[2]
[3]
[4]
[5]
[6]
[7]
[8]
[9]
[10]
[11]
[12]
Когда я закончил 1-ый класс, дед по отцу (см. генеалогия) купил мне с двоюродным братом (см.генеалогия), который был на пару лет старше меня, велосипед с мотором.
Цель у деда была в чем-то корыстная, - ему нужно было, чтобы мы на этом велосипеде ездили в лес за травой для кроликов. Дело, кстати, происходило в с.Долгодеревенском недалеко от Челябинска. Поэтому ездили мы, в основном, по деревенским улицам (стараясь не попадаться на глаза местному ГАИ) и по лесным дорогам.
Несмотря на то, что это был обычный велосипед, только с мотором, благодаря ему я в девятилетнем возрасте познал две (очень нужные в дальнейшем) вещи: сцепление и ускорение.
Сцеплением я научился работать синхронно с газом при начале движения и остановке, хотя на этом виде транспорта синхронность не особенно важна.
Но когда поддашь газку, ветер начинает развивать волосы, а иннерция запрокидывать голову. Так, за 6 лет до того, как в школе мне начали рассказывать об ускоренном движении, я на практике прочувствовал как управлять ускорением.
Назад
Когда я закончил второй класс, деду по матери (см. генеалогия) выдали на службе мотоцикл. Ездить дед не умел, прав у него не было, но так как по должности (а дед был начальником отдела статистики райисполкома) было положено иметь мотоцикл, то мотоцикл ему выдали. (Кстати, я нигде больше с этим не сталкивался, но по должности деду полалось каждые два года по велосипеду. Благодаря этой привилегии я имел возможность в летнее время неограниченно возиться с велосипедом и в 5 лет научился на нем ездить "под рамкой").
Но, естественно, на мотоцикле умел ездить мой папа (см. генеалогия). Несмотря на то, что прав у него также не было, это не мешало нам осуществлять чудесные выезды на природу: на рыбалку, на покос, за цветами и просто покататься.
Во время этих выездов и началось мое обучение вождению более солидного (по сравнению с мотовелосипедом) транспорта. Основная проблема заключалась в переключении скоростей, но благодаря ранее приобретенным навыкам синхронного действия газа и сцепления, через пару уроков исчезли последние проблемы. Хотя нет, - одна проблема осталась. Я с трудом дотягивался ногой до рычага переключения скоростей. Для этого мне приходилось перевешиваться почти целиком на правую сторону. А о ножном тормозе я уж и не помышлял, тормозить приходилось ручным. К середине лета мне уже дозволялось изредка брать мотоцикл самому и самостоятельно совершать поездки в лес.
В последующие годы, мотоцикл, преимущественно, стоял у деда в сарае, поступая в летнее время в мое почти полное распоряжение. Так продолжалось до тех пор, пока пару раз подряд, окрепшее к тому времени, деревенское ГАИ не изымала этот мотоцикл у меня. После этого дед, от греха подальше, сдал мотоцикл обратно в контору.
Но к тому времени я успел на несколько раз перебрать его внутренности до последнего болтика, узнал, что такое поршня, кольца, магнетто, коробка передач.
Назад
Большинство нынешней молодежи не может даже представить себе, как трудно было в описываемое время приобрести автомобиль. Благодаря тому, что мы жили в "запретке" (бывший Челябинск-40, называемый ныне Озерском) у нас еще можно было приобрести четырехколесного друга; на большой же земле такую возможность имели лишь начальники и руководители.
В связи с началом производства в доблестном Запорожье отечественной микролитражки у нас объявили запись желающих приобрести "народный" автомобиль. Помню, что пару часов в очереди, подменяя родителей, пришлось стоять мне. Общая же продолжительность стояния была около 5-ти часов и, наконец-то, в заветной комнате зафиксированы наши координаты, а открытка с нашим адресом помещена в картотеку.
Не прошло и полугода, как эта открытка была обнаружена в почтовом ящике на двери квартиры (в то время еще не было коллективных почтовых ящиков и почтальон, оставив на площадке первого этажа свою сумку с корреспонденцией обходил все квартиры подъезда, раскладывая почту в ящики прикрепленные к дверям, либо засовывая ее в дверные ручки, - лифтов, кстати, тоже не было). Помню радость родителей (АВТОМОБИЛЬ!!!) и их растерянность (где брать деньги???). Стоил ЗАЗ-965А в то время 2'200 рублей; папина зарплата музыканта (фагот) театра оперетты составляла менее двухсот рублей (точно не помню, но, скорей всего рублей 150). В конце-концов материальные проблемы были разрешены и в конце зимы 1964 года наша семья приобрела нового члена семьи, которому на семейном совете дали кличку Жопик.
Через месяц папа сдал на права и период активной эксплуатации нашего Жопика начался. Надо сказать, что в самом городе Челябинск-40 ездить фактически было некуда, - из конца в конец расстояние составляло не более километра, автобусы ходили отлично, проезд стоил 5 копеек, так что никаких проблем. Но в 90 км находилось уже упомянутое с.Долгодеревенское в котором проживали родители родителей и которых мы навещали 1-2 раза в месяц. С приобретением автомобиля наши поездки стали практически еженедельными и началось мое золотое время.
Чуть стаял снег, в один из выходных мы поехали в лес, где я пришел в полнейшее недоумение. Почему, не мог понять я, если так удобно синхронно управлять газом/сцеплением РУКАМИ (на мотоцикле), то в автомобиле какой-то урод придумал передать эту функцию НОГАМ???. Через пару уроков недоумение прошло. Еще пару выходных мы посвятили моей учебной езде по лесным дорогам и в дальнейшем очень часто на прямом, либо обратном пути папа доверял управление мне. Мы надевали одинаковые береты, я - оправу без стекол (папа носил очки), заранее договорились, что в случае встречи с ГАИ, я проезжаю дальше (или останавливаюсь, не доезжая, если увижу их заранее), открываю двигатель (не забывайте, что он сзади автомобиля), мы выходим, осматриваем его, а затем меняемся местами. Хитрость наша была шита белыми нитками, но, к счастью за все 5 лет ни разу не понадобилась.
Автомобиль эксплуатировался нами нещадно. Круглогодично почти еженедельно мы ездили до нашего родового села за 90 км. Если собиралась большая компания, то Жопик совершал два рейса. Летом в выходные мы ездили на озера. Два отпуска посвятили автомобильным путешествиям: одно на восток, другое на запад. И очень часто, когда я был в автомобиле, я был за рулем.
Активное участие я принимал и в ремонте автомобиля. Как ни странно, но я не помню я больших ремонтов. Меняли масло, свечи, возились с зажиганием, с отопителем. Не помню была ли капиталка, - возможно, ее делали без меня. Не помню проблем и с коробкой передач, с ходовой.
Что можно сказать об этом автомобиле? Средняя, крейсерская скорость составляла 60-70 км/час. Для асфальтированных дорог, это, конечно же, было мало. Но "на грейдере", на проселке, Жопик отлично держал все неровности дороги, позволяя двигаться практически с той же скоростью.
Очень удобная машина для сложных дорожных условий, - грязи, снега. При небольшой массе ее легко было вдвоем вытолкать, если колеса буксовали. При малой базе очень удобно было ездить в лесу, по проселочным дорогам.
Во всем остальном машина ужасно несуразная. Она идеально подходила лишь для осени и весны. Летом в жару, - перегревался двигатель. Приходилось либо снижать скорость до 40-50 км/час, либо терпеливо пережидать на обочине, когда двигатель остынет. Зимой, автономный отопитель не справлялся со своими функциями, - в салоне было очень холодно. Вместо передних амортизаторов стояли торсионы, которые замерзали при морозах более 20 градусах, и ощущение от езды напоминало катание на телеге. Открывание дверей навстречу движения, - очень опасное конструкторское решение.
Тем не менее сохранились самые теплые воспоминания о первом нашем семейном автомобиле, позволившем нашей семье ощутить все прелести передвижения на собственном автомобиле, а мне, - удовольствие от управления четырехколесным транспортным средством
Назад